Роли и функции линейного и тематического тренеров на интенсивном семинаре по гештальт-терапии / Елена Кулакова

Книги и статьи

Роли и функции линейного и тематического тренеров на интенсивном семинаре по гештальт-терапии / Елена Кулакова

Елена Кулакова

Роли и функции линейного и тематического тренеров на интенсивном семинаре по гештальт-терапии.

Интенсивный семинар (формат интенсивного погружения в психотерапевтическую среду) является частью процесса профессиональной подготовки гештальт-терапевтов. Эта форма работы включена как обязательная составляющая в программу базовой подготовки в области теории и практики гештальт-терапии [1,2].

Для профессионального развития терапевта интенсив имеет большое значение. Погружение в профессиональную терапевтическую среду позволяет эффективно проработать личный контекст, что немаловажно для работы терапевта. Кроме того, это возможность оттачивания мастерства, нахождение своего стиля. Интенсив, как правило, собирает для работы большое количество профессионалов и, таким образом, дает возможность наполнить объемом формирующийся рабочий стиль гештальт-терапевта. Команда профессионалов на интенсиве представлена тематическими и линейными тренерами.

Задачи интенсива:

  • совершенствование терапевтических навыков, обучение супервизии и тренерству;
  • совершенствование себя, знакомство с психологией, получение опыта работы с психотерапевтом и в психотерапевтической группе;
  • формирование профессионального сообщества.

Программа интенсива рассчитана на 12 дней – с тремя рабочими трехдневками и выходными между ними. Работа участников разделена на три уровня:

— уровень клиентского опыта и знакомства с гештальт-терапией;

— уровень терапевтов 2-4го года подготовки;

— супервизорский уровень для окончивших программу и продолжающих подготовку на 3й ступени.

Структура интенсива:

  • Лекции

Основные темы лекций касаются введения в профессию. Лекции проходят, как правило, на двух площадках: для начинающих и для практикующих терапевтов. На интенсиве Высшей Школы Гештальт-терапии проходят лекции культурологического плана с целью расширения кругозора и обогащения фона работы практикующих терапевтов.

  • Тематические группы, разделенные по уровням обучения

Это специфический формат интенсива. В этих группах проходит психотерапевтическая работа, соответствующая уровню участников программы подготовки. Группа первого уровня — «клиентская». Включает в себя участников первого года обучения и тех, кто не является участником программы профессионаьной подготовки.  Как правило, эти участники желают лучше себя исследовать, и не владеют еще терапевтическими навыками.

Группа второго уровня — «группа терапевтов». Включают в себя участников второго и третьего года обучения в образовательной программе. Как правило, эти участники посетили один или два интенсива в качестве клиента. Это начинающие или действующие терапевты. На интенсиве эти участники являются индивидуальными терапевтами для участников клиентского уровня и работают под супервидением. Группы третьего уровня — «супервизорские». Посещаются участниками третьей ступени. Для участия в интенсиве в качестве супервизора необходимо посетить интенсивы в качестве клиента и терапевта, иметь собственную терапевтическую практику, а так же сертификат об окончании двух ступеней программы подготовки гештальт-терапевтов. Довольно часто участники, посещающие интенсив в качестве супервизора, успешно прошли процедуру сертификации и являются рекомендованными гештальт-терапевтами.

Работа в тематических группах происходит под руководством двух тренеров. Один из тренеров группы не меняется в течение всего интенсива и называется «линейным» тренером. Второй меняется каждые три дня, и приходит с определенной темой, он именуется «тематическим». Группы проходят ежедневно, кроме выходных дней. Они обязательны для посещения и имеют постоянный состав участников. Встреча происходит всегда в одном и том же месте.

  • Личная терапия под супервидением

Это час для индивидуальных встреч клиентов со своими терапевтами. Обычно каждая вторая встреча проходит под очной супервизией. Супервизор наблюдает за динамикой клиент-терапевтических отношений и по окончании терапии обсуждает наедине с терапевтом его работу, поддерживая человеческое присутствие, профессиональную осознанность и развитие терапевта.

  • Терапевтические малые группы

Эти группы объединяют участников различных уровней. Здесь подводится итог прошедшего дня, а также можно обнаружить вытесненные в других процессах чувства. Группы обычно ведут супервизоры и супервизирует их один из тренеров.

В практике интенсива Высшей школы гештальт-терапии проходит еще один вид групповой работы – «телесные практики».

Назначение линейным тренером происходит через решение тренерского совета интенсива и утверждается руководителем интенсива. Это стабильная фигура, постоянно присутствующая в группе, которая важна для формирования групповой принадлежности участников и устойчивой работы. Линейный тренер интенсива имеет определенную квалификационную характеристику [1,2,4]:

— наличие соответствующего профессионального обучения (высшее психологическое или медицинское образование, сертификация по программе второй и третьей ступени, прохождение групповой специализации);

— наличие опыта ведения групп;

— регулярное прохождение супервизии;

— ведение частной клиентской практики;

способность анализировать, выделять главное для клиента и для группового процесса;

— способность понимать и описывать собственные чувства и чувства других;

—  способность отслеживать и анализировать характер терапевтических отношений;

— личностные характеристики: познавательный интерес по отношению к человеческому поведению, наблюдательность (внимание к участникам группы, изменениям их поведения), доброжелательность, коммуникабельность, открытость (важно в формировании доверия), искренность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость [4].

— особенности мотивации: профессиональное развитие, стремление набрать опыт, мотивация работать в сфере психотерапии и гештальт-терапии, интенсивный контакт с участниками.

Ко-тренерская работа на интенсиве имеет свои особенности. Основания для совместной работы подробно описаны в книге «Руководство по обучению гештальт-терапевов» (И.Д. Булюбаш, Н.В. Пугач, 2015 ©). Это личные предпочтения (взаимная человеческая симпатия, доверия, ясность высказываний), общие ценности (жизненные и профессиональные), опыт практической и преподавательской работы, способность ко-тренеров выдерживать ситуацию неопределенности и групповое напряжение, способность к совместной работе на пользу группы, ответственность в отношении взятых на себя обязательств [2]. В режиме работы на интенсиве не все эти базовые основания возможны, и личные предпочтения и ценности не всегда возможно учесть. Функциональные обязанности распределяются по договоренности.

В результате размышлений и анализа работы с тематическими тренерами, мною были выделены следующие задачи ведущих тематической группы на интнсиве:

  1. Создание комфортных материальных условий для работы группы;
  2. Проведение «шеринга», ориентация в состоянии участников;
  3. Поддержание диалогов между участниками;
  4. Проработка «фона», внимание к молчащим участникам;
  5. Предложение групповых экспериментов или упражнений как способа поддержания групповой фигуры;
  6. Озвучивание данных о событиях, случившихся в группе, личных историй и историй взаимодействий участников между друг другом;
  7. Анализ групповой динамики;
  8. Анализ изменения ситуации в группе после смены ведущего;
  9. Работа с ригидными «невротическими» способами взаимодействия участников;
  10. Индивидуальная работа с участниками в кругу;
  11. Работа с осознанием участниками групповых процессов;
  12. Поддерживание профессионального осознавания и развития терапевтических навыков для групп «терапевтов», и терапевтических целей для «клиентов»;
  13. Поддержка и фрустрация групповых процессов через эксперимент и упражнения;
  14. Поддержка динамических фигур группы;
  15. Создание и поддержка ко-терапевтических отношений;
  16. Инициировать обсуждение стратегий работы с другим тренером.

Данные задачи были включены в анкету, с помощью которой мы мы решили сориетироваться в степени их принадлежности линейному или тематическому тренеру.

В индивидуальном экспертном опросе приняло участие 42 человека. Специалисты, принявшие участие в анкетировании, являлись представителями разных институтов (МГИ, МИГТиК, МИГИП, МИГИС). Из них 20 экспертов имели опыт работы линейным тренером интенсива (4 человека работали 1-2 раза линейным тренером, 7 человек – 3-5 раз, 9 человек – более 5 раз работали линейным тренером интенсива). 22 эксперта имели опыт работы тематическим тренером интенсива (2 человека – 1-2 раза, 3 человека – 3-5 раз, 17 человек – более 5 раз работали на интенсиве тематическим тренером). Эксперты отвечали, кому, на их взгляд, принадлежит данная задача

            Полученные данные были занесены в таблицу.

Таблица1. Парное сравнение выборов экспертов.

Задача

Линейному

Тематическому

Обоим

Выбор линей-

ных

Выбор темати-

ческих

Выбор линей-

ных

Выбор темати-

ческих

Выбор линей-

ных

Выбор темати-

ческих

1.

Создание комфортных материальных условий для работы группы (удобное место для работы)

90%

46%

0%

0%

10%

54%

2.

Проведение «шеринга», опрос участников о их настоящем состоянии

5%

14%

0%

9%

95%

77%

3.

Поддержание диалогов между участниками

0%

5%

5%

5%

95%

90%

4.

Проработка «фона», внимание к молчащим участникам

85%

41%

0%

5%

15%

54%

5.

Предложение групповых экспериментов или упражнений как способа поддержания групповой фигуры

0%

0%

60%

41%

40%

59%

6.

Озвучивание данных о событиях, случившихся в группе, личных историй и историй взаимодействий участников между друг другом

90%

59%

0%

5%

10%

36%

7.

Анализ групповой динамики

5%

5%

5%

18%

90%

77%

8.

Анализ изменения ситуации в группе после смены тематического тренера

80%

68%

0%

5%

20%

27%

9.

Работа с ригидными «невротическими» способами взаимодействия участников

0%

5%

20%

32%

80%

63%

10

Индивидуальная работа с участниками в кругу

0%

0%

50%

32%

50%

68%

11

Работа с осознанием участниками групповых процессов

0%

9%

30%

18%

70%

73%

12

Поддерживание профессионального осознавания и развития терапевтических навыков для групп «терапевтов», и терапевтических целей для «клиентов»

10%

0%

35%

32%

55%

68%

13

Поддержка групповых процессов через эксперимент и упражнения

0%

0%

55%

23%

45%

77%

14

Поддержка динамических фигур группы

10%

5%

35%

36%

55%

59%

15

Создание и поддержка ко-терапевтических отношений

0%

0%

0%

5%

100%

95%

16

Инициирование обсуждений по стратегиям работы (с другим тренером)

40%

9%

20%

23%

40%

68%

Из таблицы видно, что большинство экспертов к задачам линейного тренера интенсива относит 1,4,6,8 задачи (создание комфортных материальных условий для работы группы; проработка «фона», внимание к молчащим участникам; озвучивание данных о событиях, случившихся в группе, личных историй и историй взаимодействий участников между друг другом; анализ изменения ситуации в группе после смены ведущего).

            Половину задач эксперты отнесли к общим: проведение «шеринга», опрос участников о их настоящем состоянии; поддержание диалогов между участниками; анализ групповой динамики; работа с ригидными «невротическими» способами взаимодействия участников; работа с осознанием участниками групповых процессов; поддерживание  профессионального осознавания и развития терапевтических навыков для групп «терапевтов»,  и терапевтических целей для «клиентов»; поддержка динамических фигур группы; создание и поддержка ко-терапевтических отношений (№ 2,3,7,9,11,12,14,15). При этом, некоторые из перечисленных задач априори являются в большей степени тематическими, поскольку способствуют развитию привнесенной тренером темы.

            К задачам линейного тренера эксперты единодушно отнесли задачу озвучивания данных о событиях, случившихся в группе, личных историй и историй взаимодействий участников между друг другом и анализ изменения ситуации в группе после смены тематического тренера (№ 6 и 8). Единого же мнения экспертов с опытом линейного тренера и тематического тренера по задачам тематического тренера интенсива достигнуто не было.

Наибольшее несогласие наблюдается по задачам № 1,4,5,13,16. Первую задачу «Создание комфортных материальных условий для работы группы (удобное место для работы)» большинство линейных тренеров (90%), независимо от опыта работы на интенсиве, считают своей. Тематические тренеры (54%) готовы решать эту задачу совместно с линейными. В некоторых анкетах эксперты указывали на ответственность по решению данной задачи со стороны организаторов интенсива. Четвертая задача «Проработка «фона», внимание к молчащим участникам» линейными тренерами определяется как собственная задача (85%). Тематические тренеры (54%) готовы решать данную задачу совместно с линейными.  При этом линейные эксперты не относят решение данной задачи к задачам тематического тренера. Пятую задачу «Предложение групповых экспериментов или упражнений как способа поддержания групповой фигуры» большинство линейных тренеров (60%) отдают тематическим, а тематические (59%), наоборот, считают ее совместной. 13ая задача «Поддержка и фрустрация групповых процессов через эксперимент и упражнения» большинством линейных тренеров (55%) определяется как тематическая, а тематические тренеры (77%) склонны ее решать совместно с линейными. Шестнадцатую задачу «Инициирование обсуждение стратегий работы (с другим тренером)» большинство тематических тренеров (68%) считают совместной, 23% готовы решать ее самостоятельно и только 9% относят ее к линейному тренеру. Линейные тренеры тоже готовы решать ее совместно (40%) и самостоятельно (40%); и только 20% линейных тренеров считают эту задачу тематической.

По мнению линейных тренеров большое количество задач, в том числе относящихся к задачам тематического тренера, относится к общим. Чем дольше линейный тренер работает на интенсиве (больше 5 раз), тем больше он демонстрирует склонность брать на себя многие виды терапевтической работы. Это отражается в увеличении количества ответов «обоим» по сравнению с теми, у кого опыт работы линейным тренером меньше. С возрастанием стажа работы линейных тренеров увеличивается свобода тематических тренеров по задаче №5 и уменьшается по задачам № 9,11,12,13,14. Можно предположить рост конкурентоспособности линейных тренеров в групповой работе и возрастание претензий на большее участие. Тематические тренеры с большим стажем работы также готовы в большей степени работать совместно. С возрастанием стажа работы на интенсиве, тематические тренеры в большей степени готовы предоставить свободу линейным по решению задач №4 и 16 (Проработка «фона», внимание к молчащим участникам; Инициирование обсуждений стратегий работы с другим тренером). Вместе с тем, собственная активность опытных тематических тренеров возрастает по задачам № 7,9,10,11,12,13,14,16. Учитывая ответы линейных тренеров, решение некоторых задач может оказаться конфликтной зоной в ко-терапевтических отношениях, так как линейные тренеры активность тематических тренеров в ответах на вопросы анкеты «снижают», а тематические собственную активность повышают в решении задач № 9,11,12,13,14.

Опираясь на полученные результаты, мы делаем вывод, что к задачам линейного тренера интенсива эксперты относят (в большей степени):

  • создание комфортных материальных условий для работы группы;
  • проработка «фона», внимание к молчащим участникам;
  • озвучивание данных о событиях, случившихся в группе, личных историй и историй взаимодействий участников друг с другом;
  • анализ изменения ситуации в группе после смены тематического тренера.

Большинство линейных тренеров готовы решать самостоятельно и совместно с тематическим тренером следующие задачи:

  • проведение «шеринга», опрос участников о их настоящем состоянии;
  • поддержание диалогов между участниками; анализ групповой динамики;
  • работа с ригидными «невротическими» способами взаимодействия участников;
  • работа с осознанием участниками групповых процессов;
  • поддержание профессионального осознавания и развития терапевтических навыков для групп «терапевтов», и личных терапевтических целей для групп «клиентов»;
  • поддержка динамических фигур группы;
  • создание и поддержка ко-терапевтических отношений.

При этом, некоторые из перечисленных задач являются в большей степени тематическими. С опытом работы у линейных тренеров наблюдается рост конкурентоспособности и возрастание претензии на большее участие в групповой работе. Чем дольше линейный тренер работает на интенсиве (больше 5 раз), тем больше он демонстрирует склонность брать на себя многие виды терапевтической работы. Тематические тренеры с большим стажем работы не стремятся брать единолично на себя работу по многим задачам и готовы в большей степени работать совместно. С возрастанием стажа работы на интенсиве, тематические тренеры в большей степени готовы предоставить свободу линейным в проработке фона, работе с молчащими участниками, а так же в большей степени готовы обсуждать стратегии работы.

Выделяется ряд задач, по которым тематические тренеры предоставляют линейным больше свободы, чем те ее берут: проведение «шеринга», опрос участников о их настоящем состоянии, поддержание диалога между участниками, работа с ригидными «невротическими» способами взаимодействия участников, работа с осознанием участниками групповых процессов.

К общим задачам и те, и другие эксперты отнесли (наиболее часто) 12 задач:

  • Проведение «шеринга», опрос участников о их настоящем состоянии;
  • Поддержание диалогов между участниками;
  • Предложение групповых экспериментов или упражнений как способа поддержания групповой фигуры;
  • Анализ групповой динамики;
  • Работа с ригидными «невротическими» способами взаимодействия участников;
  • Индивидуальная работа с участниками в кругу;
  • Работа с осознанием участниками групповых процессов;
  • Поддерживание профессионального осознавания и развития терапевтических навыков для групп «терапевтов», и терапевтических целей для «клиентов»;
  • Поддержка и фрустрация групповых процессов через эксперимент и упражнения;
  • Поддержка динамических фигур группы;
  • Создание и поддержка ко-терапевтических отношений;
  • Инициирование обсуждений стратегий работы (с другим тренером).

К тематическому тренеру эксперты не адресовали ни одной отдельной от линейного тренера задачи, его функции ими не дифференцированы. Это может быть причиной возникновения конкурентных тенденций и взаимного напряжения в ко-терапевтических отношениях, особенно с линейными тренерами со стажем. Принимая во внимание результаты анкетирования экспертов, мы можем сделать вывод о низкой дифференциации задач линейного и тематического тренера интенсива.

С нашей же точки зрения, к задачам линейного тренера интенсива относится:

  1. Создание комфортных материальных условий для работы группы (удобное место для работы);
  2. Поддержание диалогов между участниками;
  3. Проработка «фона», внимание к молчащим участникам;
  4. Озвучивание данных о событиях, случившихся в группе, личных историй и историй взаимодействий участников друг с другом;
  5. Анализ изменения ситуации в группе после смены тематического тренера;
  6. Работа с ригидными «невротическими» способами взаимодействия участников.

При этом в задачи тематического тренера входит:

  1. Предложение групповых экспериментов или упражнений как способа поддержания групповой фигуры;
  2. Поддерживание профессионального осознавания и развития терапевтических навыков для групп «терапевтов», и личных терапевтических целей для групп «клиентов»;
  3. Поддержка и фрустрация групповых процессов через эксперимент и упражнения;
  4. Поддержка динамических фигур группы;
  5. Инициирование обсуждения стратегий работы с другим тренером.

Оба тренера решают следующие задачи:

  1. Проведение «шеринга», опрос участников о их настоящем состоянии;
  2. Анализ групповой динамики;
  3. Работа с осознанием участниками групповых процессов;
  4. Создание и поддержка ко-терапевтических отношений.

Мы предполагаем, что такое распределение задач тренеров интенсива поможет сделать работу ко-терапевтической пары достаточно ясной с самого начала совместной работы, снимая излишнее проективной напряжение в плане ответственности за профессиональную активность в том или другом случае. При этом, по договоренности между тренерами возможно дальнейшее изменение принадлежности задач.

Литература:

  1. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии.- Психотерапия, 2004 — 768с.
  2. Булюбаш И.Д., Пугач Н.В. Руководство по обучению гештальт-терапевтов.- Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2016. – 416с.
  3. Григан А.М. Управленческая диагностика: теория и практика: Монография / А.М. Григан.- Ростов н/Д: Изд-во РСЭИ, 2009 — 316 с.
  4. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. — М.: «Академический проект», 2000 – 240с.
  5. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. – М.: Смысл, 1999 – 104с.

Резюме: в данной статье рассмотрена проблема распределения практических групповых задач линейного и тематического тренеров интенсива по гештальт-терапии. Представлены данные, полученные с помощью метода парного сравнения результатов анкетирования по группам экспертов (тематических и линейных тренеров). Выделены задачи линейного, тематического тренеров и общие задачи в проведении групповой работы.

Ключевые слова: интенсивный семинар по гештальт-терапии, ко-терапия на интенсиве, задачи линейного тренера интенсива, задачи тематического тренера интенсива.

Abstract. In this article the problem of distribution of practical group tasks of linear and thematic trainers in Gestalt therapy groups is considered. The data obtained with the help of the method of pairing the results of questioning by groups of experts (thematic and linear trainers) are presented. The tasks of linear, thematic trainers and general tasks in conducting group work are singled out.

Keywords: intensive seminar on Gestalt therapy, co-therapy on intensity, linear trainer tasks.