СКАЗКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДЕ / Елена Кулакова

Книги и статьи

СКАЗКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДЕ / Елена Кулакова

Елена Кулакова

СКАЗКА, КАК ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОДЕ

КУЛАКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
педагог-психолог, семейный психолог, гештальт-терапевт
АНО «Высшая школа гештальт-терапии» г.Тольятти, Россия
gestalt_tlt@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сказкотерапия; семейная терапия; функции сказки; способы работы со сказками; моделирование поведения; ресурс семьи.
АННОТАЦИЯ: в данной статье рассматривается возможность использования сказкотерапии, как метода работы с семьей в гештальт-ключе. Автор рассматривает функции сказки и несколько способов работы с семейными сказками, как с проекциями семьи на реальность. В статье представлен собственный опыт работы с семьями.

TALE AS A CREATIVE METHOD OF WORKING WITH FAMILY IN THE GESTALT APPROACH.

KULAKOVA ELENA
educational psychologist, family psychologist, Gestalt therapist
ANO «Higher school of Gestalt therapy» Togliatti, Russia
gestalt_tlt@mail.ru


KEY WORDS: fairy tale therapy; family therapy; fairy tale functions; ways of working with fairy tales; behavior modeling; family resource.
ABSTRACT: this article discusses the possibility of using fairy tale therapy as a method of working with the family in a Gestalt key. The author considers the functions of a fairy tale and several ways of working with family tales, as with family projections on reality. The article presents own experience of working with families.

Сказка для врачевания человека используется уже тысячи лет. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им различные истории. Многие обычаи, описываемые в историях, охраняли малышей от опасностей, учили их жизни. Как направление терапии, сказкатерапия возникла относительно недавно. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, И. Вачков, М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
Сказочным сюжетам отводится важная роль в психической жизни людей. Они являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека. Суть этих конфликтов остается неизменной на протяжении тысячелетий, свойственные нашим современникам, они переживались и людьми далекого прошлого. К.Юнг назвал такие конфликты архетипическими. Эти конфликты могут не осознаваться или отрицаться людьми, но они не перестают при этом существовать. Сказка становится формой вывода вовне внутреннего противоречия, предлагает способы его разрешения и потому врачует душу. Эта способность сказки положена в основу такого направления в психотерапии, как «сказкотерапия». [3]
Использование сказки возможно и со взрослыми, и с детьми. Это позволяет установить хороший контакт с клиентом, даёт возможность говорить на одном языке, позволяет обойти психологическое сопротивление клиента и даже проработать проблему, которую клиент ещё не готов говорить открыто. [6] Сказка позволяет создать безопасную среду, в которой клиент получает возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить и развить её ресурсы.
Существует несколько способов работы со сказками как с проекцией: [2, 6]
А. Сказки могут использоваться как метафоры. В этом случае, идет работа со свободными ассоциациями, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются.
Б. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.
В. Инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр). Проигрывание эпизодов сказки дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.
Г. Использование сказки как притчи-нравоучения, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.
Д. Переделка или творческая работа по мотивам сказки.
Многие гештальт-терапевты, работающие со сказками, сравнивают их со сновидениями. [1]
Сказка может выполнять три функции: диагностическую, терапевтическую и прогностическую.
В своей работе с семьями я использую сказку, как творческое средство. Известно, что все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. [5] Членам семьи предлагается вспомнить и назвать любимых сказочных героев, затем рассказать про них и нарисовать. Таким образом, мы имеем проективный образ для терапевтической работы. Затем эти сказочные герои встречаются в одной общей сказке. Семья пишет сказку. Важно, что и как пишут члены семьи. В содержании сказки можно рассмотреть, как сейчас они живут, каковы их основные переживания. Ребенок изображает в своем творчестве не только то, что видит и знает, он отражает элементы, которые являются его видением больших проблем, а следовательно и его отношений с семьей, окружающим миром. Он «регистрирует» из действительности только то, что ему кажется достойным внимания и помогает объяснить, что происходит вокруг него. Самым популярным образом сказочной мамы оказалась Королева – образ, обладающий манипулятивными характеристиками. На втором месте по популярности – Царевна-Лягушка. Встречаются и другие образы, чаще всего из категории «вознагражденные страдалицы», которые характеризуются трудолюбием и терпением.
После того, как сказка написана, иллюстрации нарисованы, её можно «прожить». Таким образом, используя ролевую игру, мы имеем возможность раскрыть ресурс семьи с полным включением тела, чувств и окружающего пространства. Семья живёт внутри своей сказки, сталкивается со своей «сказочной» реальностью, проживает свои чувства, осознает имеющиеся трудности. Это реальный контакт и проживание нового опыта. Важным ориентиром для работы является уровень энергии, места ее подъема и падения. Они указывают на возможные прерывания контакта.
В местах прерывания контакта лучше переиграть ситуацию в замедленном времени с обсуждением эмоциональных переживаний героев. Это важно для полноты осознавания ухода от контакта и моделирования творческого поведения. В таких условиях у членов семьи появляется возможность расширить представления о себе. [1]
С помощью творческого метода сказки и ролевой игры, терапевт предлагает клиенту тем или иным образом создать сказочное пространство, и тогда их встреча и контактирование происходит сначала в сказке. Именно используя сказочную метафору, терапевт и клиент находят общий язык, устанавливают базовое доверие. Чуть позже важно сделать челночное движение из проективного сказочного пространства в реальные отношения и посмотреть, как сказочный опыт может быть ассимилирован и применен в реальности.

Резюме:
Сказочная реальность – это ресурсное место. Здесь легче расстаться с привычными формами защиты и сопротивления, смелее расширить границы своих возможностей. Умелое использование метода сказкотерапии и интегрирование его с гештальт-подходом даёт тонкий инструмент терапевту, создает у клиентов позитивное отношение к процессу терапии, укрепляет терапевтический альянс. Конечно, использование такого метода в терапии обусловлено терапевтической ситуацией, расположенностью клиента к образному мышлению, готовности терапевта к спонтанности и творчеству. Использование таких творческих приемов расширяет возможности терапии, дает больше пространства и свободы терапевту, а также предоставляет возможности клиенту для ассимиляции опыта, полученного во время терапии.

Fabulous reality — a resource site. It is easier to part with the usual forms of protection and resistance boldly expand the limits of their capabilities. Skillful use of the method skazkoterapii and integrating it with the Gestalt approach gives the therapist a delicate instrument, creates a positive attitude towards customer care process, strengthens the therapeutic alliance. Of course, using this method in the treatment due to the therapeutic situation, the client’s propensity for imaginative thinking, the therapist ready to spontaneity and creativity. The use of such creative techniques enhances therapy gives more space and freedom of the therapist and the client provides opportunities for assimilation of the experience gained during therapy.


Литература:
1. Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. -М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2004. -768 с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2003. – 400с.
3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 176с.
4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. – 224с.
5. Кудзилов Д. Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь,2003. — 146с.
6. Материалы сайта http://www.gestalt.sp.ru/noframes/tales.htm «Мастерская гештальта Елены Петровой»