Мы выбираем, нас выбирают… Как клиент выбирает терапевта? / Фараджева Лилия

Книги и статьи

Мы выбираем, нас выбирают… Как клиент выбирает терапевта? / Фараджева Лилия

Фараджева Лилия

Мы выбираем, нас выбирают… Как клиент выбирает терапевта?

Чем руководствуется клиент при выборе психотерапевта? Особенность гештальт-терапии, также называемой терапией контакта, приоткрывает интересную грань этого выбора. Межличностный контакт в рамках гештальт-подхода обуславливает важность личности терапевта. В этом коротком эссе я делюсь некоторыми размышлениями на этот счет.

Ключевые слова: гештальт, контакт, клиент-терапевт, личность терапевта

How does client chose a psychotherapist? Because Gestalt therapy relies on the contact between therapist and client, it represents an interesting aspect of such a choice. Interpersonal contact in Gestalt dictates core role of therapist’s personality. In this short essay, I introduce some ideas concerning this fact.

Key words: Gestalt, contact, client-therapiest, therapist’s personality

Человек, столкнувшийся с необходимостью прохождения психотерапии, в процессе принятия решения часто задается вопросами, касающимися личности потенциального терапевта. Женат ли он/замужем ли она? Какая у него/нее семья? Какие увлечения? Он/а счастлив/а? Доволен/льна ли своей жизнью?   Нередко случается, что, даже опираясь на рекомендации авторитетных друзей и близких, при знакомстве клиенты интересуются частной жизнью терапевта, т.е. ориентируются в своем поиске не только на его репутацию и профессионализм, но и на человеческие качества и ценности. Эти обстоятельства, которые я не раз отмечала в личной практике, подтолкнули меня к размышлению на тему выбора терапевта клиентом.

Всего каких-то десять лет назад,  в условиях недостатка информации о возможностях психотерапии, клиентами,  обращающимися за помощью, в основном были люди, страдающие от невротических или психосоматических нарушений. К терапевту шли те, для кого происходящие с ними процессы становились уже совершенно невыносимыми, — люди, словно доведенные до последней черты. Устойчивым социальным стереотипом являлась позиция в духе «Я же не больной, зачем мне лечить голову?!» или «Я сам должен справиться с возникающими трудностями». В обществе негласно преобладало мнение: «жили же как-то раньше люди без терапевтов», — и идея, что друзья, родные, близкие и «бытовая психотерапия» на кухне «за рюмочкой чая» вполне достаточны для разрешения личностных проблем и снятия напряжения.

       Эти стереотипы являются естественной частью процесса развития психотерапевтической культуры. Изначально психотерапия являлась методом лечения неврозов, и пациентами психоаналитиков были люди, страдающие фобиями, пищевыми нарушениями, параличом и т.д. Трудно себе представить, чтобы к Зигмунду Фрейду пришел пациент с запросом помочь ему разобраться в сложных отношениях, — например, с сыном подросткового возраста, — или с просьбой помочь пережить кризис в супружеских отношениях. Нет, — у истоков психоанализа стояли пациенты, которые, прежде всего, искали доктора для врачевания своей души и тела. И лишь по мере своего укоренения в общественной жизни Европы и Соединенных штатов психотерапия перестала восприниматься как необходимость только для людей с ярко выраженными психическими патологиями.

       К счастью, за последнее десятилетие и в нашей стране появилось множество информационных источников, из которых населению стало возможным ознакомиться с тем, чем конкретно может помочь психотерапия, — а также изучить различные психотерапевтические направления, методы и особенности работы этих направлений. На сегодняшний день можно отметить, что в общественном сознании укрепляется мысль, что психотерапия как таковая направлена не столько на «лечение» или «исправление» каких-либо расстройств, а на развитие, обогащение и преображение. И действительно: поскольку  современная психотерапия помогает людям, которые сталкиваются с проблемами в семейных и  межличностных  отношениях, конфликтах, вопросах одиночества, поиска профессионального призвания и реализации,  психического равновесия и самопознания – можно утверждать, что она является органичной составляющей личностного роста.

       Одним из самых популярных современных психотерапевтических направлений является гештальт-терапия, — и это не случайно. Фредерик Перлз, основатель подхода, считал его эффективным не только для лечения больных. От своего зарождения в 30-50х годах прошлого столетия, гештальт-терапия была главным образом ориентирована на развитие личности, поддержание, укрепление и развитие осознавания и ответственности, на раскрытие собственных ресурсов и опоры на них. Иными словами, этот подход формировался для психически «нормальных» людей.

       В дальнейшем границы гештальт-терапии динамично расширялись, охватывая все больше аспектов жизни. В современном, динамично развивающемся обществе, активные и заинтересованные люди обращаются за помощью не для того, чтобы «излечиться» от болезней. Все чаще  мотивом для обращения к гештальт-терапевту служит желание  научиться чему-то новому: определять свои интересы, повысить самооценку, наладить межличностные отношения, получать удовольствие от жизни, научиться теплым и искренним отношениям, осознавать свои желания и осуществлять их, преодолевать кризисы, внутренние затруднения и конфликты. Люди все больше заинтересованы в важнейших вопросах: «Как жить в настоящем?», «Как полюбить себя и жизнь?», «Как раскрыть свою индивидуальность?» и т.п.

Сталкиваясь со своими сложностями в отношениях, неуверенностью и растерянностью,  клиенты чаще всего хотят просто перестать страдать. Необходимость изменений ими осознается, но то, какие именно нужно предпринимать попытки – и в каком направлении – остается неясным. По своей сути и само обращение за помощью к психотерапевту является риском и путешествием в неизвестность. Поэтому поиск хотя бы каких-то ориентиров и опор является нормальной человеческой реакцией в условиях полной неизвестности предстоящей терапии и ее прогнозов. 

Можно предположить, что именно поэтому клиент первоначально ищет модель,  по которой ему предстоит меняться или учиться. Не имея четких представлений о том, как может происходить его трансформация, клиент интуитивно опирается на простое и логичное умозаключение: если терапевт,  к которому я иду, по-человечески счастлив, то и я смогу научиться быть счастливым.

Таким образом, человек будто подспудно понимает: коль скоро вопрос стоит не в устранении патологий, а в улучшении качества жизни, — то живой человеческий пример является куда более важным, чем набор сухих профессиональных приемов и инструментов. Эта логика особенно актуальна для гештальт-терапии, так как ее инструментом является не направление и не методика, а межличностный контакт и, как прямое следствие, личность терапевта. Опираясь на свои человеческие качества, через «Я-ТЫ диалог» в режиме «здесь-и-сейчас», гештальт-терапевт выстраивает с клиентом отношения. Своей вовлеченностью в поле этих отношений гештальт-терапевт создает благодатную почву для роста и развития клиента. 

Интересно, что данная специфика проявляется и в групповых процессах в рамках гештальт-подхода. Так например, в июне этого года в рамках обучающей программы, мы командой Самарского региона проводили на природе цикл, посвященный творческим методам в гештальт-терапии.  Погодные условия нас подвели: все три дня внезапно начинался дождь. Чтобы не нарушать учебный процесс, нам с коллегами по ходу проведения группы приходилось подстраиваться: то объединяться, то разбиваться на маленькие группы, постоянно о чем-то договариваясь друг с другом. Мы получили много удовольствия от слаженности и творческой организации нашей совместной работы. Студенты наблюдали за нами, и одна студентка сказала: «Вы такие разные и вообще не похожи друг на друга. И одновременно такие дружные! Как у вас это получается?»

Она права — несмотря на то, что нас коллегиально объединяет гештальт-терапия как метод и совокупность терапевтических приемов, мы все остаемся очень разными. И именно это богатство и разнообразие внутренних миров отдельных терапевтов прекрасно отвечает на вопрос выбора клиентом «нужного» гештальт-терапевта.  Под эгидой гештальт-терапии особенно ярко заметно: личностные и человеческие особенности, к которым интуитивно обращается клиент в своем поиске, в силу специфики метода, и являются доминирующими и определяющими качество будущего контакта «терапевт-клиент» и вытекающих из него изменений.

Литература

  1. Александров А. А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. – СПб.: Речь, 2000.
  2. Фрейд З. Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. М.: Когито-Центр, 2007.
  3. Лаврова О.П. Глубинная топологическая психотерапия: идеи о трансформации. Введение в философскую психологию[Текст]/О.П. Лаврова. — СПб.: ДНК, 2001.
  4. Масколье Г. Гештальт сегодня. Выбери свою жизнь. – СПб.: Корвет, 2016.
  5. Моховиков А.Н. Психическая боль. Природа, диагностика и принципы гештальт-терапии[Текст]/ А.Н. Моховиков // Гештальт-2004: сборник материалов Московского Гештальт Института. — М.: МГИ, 2004.