Симптоматическое поведение в семье. Опыт работы / Елена Кулакова

Книги и статьи

Симптоматическое поведение в семье. Опыт работы / Елена Кулакова

Елена Кулакова

Симптоматическое поведение в семье. Опыт работы.

Резюме: в статье отражается опыт работы с симптоматическим поведением в семьях. Рассматриваются функции симптомов. Обращается внимание на принципы эквифинальности и мультифинальности. Представлены примеры.
Ключевые слова: семейная система, симптом, функции симптома.
Л.Н. Толстой в своем знаменитом романе писал «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Работая, с семейным симптомом, я обратила внимание, что симптомы в разных семьях могут быть одинаковыми (энурез, игромания, агрессивное поведение и др.), а причины способствующие появлению, закреплению и жизни этого симптома в семейной системе у каждой семьи совершенно уникальны и неповторимы.
В своей статье я хочу представить свое видение проявления симптоматического поведения и работы с семейным симптомом. Семейное направление психологии мне близко по духу, в данном направлении я работаю более 15 лет. Семья, как и любая другая система, стремиться к равновесию, и изменения, происходящие в одной части, однозначно приводят к изменениям другой части, так называемая «круговая причинность». Как известно семьи по способу функционирования могут быть функциональными и дисфункциональными. В функциональных семьях стабилизирующими или уравновешивающими семейную систему являются общие интересы, общая жилплощадь, общие финансы и др. А в дисфункциональных семьях таким стабилизатором является семейный симптом и чаще всего это симптом ребенка. Как правило, родители приходят с жалобами на агрессивное поведение ребенка, плохую успеваемость, отсутствие взаимопонимания, страхи, истерики и в последнее время все чаще и чаще родители приводят ребенка с назначением от доктора, который видит причину состояния ребенка в эмоциональной, психологической сфере. Родители таких детей, обращаясь за помощью к специалисту, ждут либо четкую инструкцию, что нужно сделать, чтобы ребенок стал удобным, либо надеются на то, что психолог подобно, мастеру подремонтирует механизм и все будет хорошо. Очень часто звучит фраза: «Сделайте с ним что-нибудь». Уверенна, многим моим коллегам, работающим с семьями и детьми, эта ситуация знакома. Зачастую это свидетельствует о нежелании родителей брать ответственность за жизнь и развитие своей семьи, либо о том, что родители не осознают, что коммуникации в семье нарушены.
Нам известно, что поведение ребенка, а часто и его проблемы со здоровьем, связаны с отношениями в семье, с функционированием всей семейной системы. Обычно, пока идет работа по прояснению запроса родителей, проявлению симптоматического поведения в семье, особенностей поведения ребенка, родители начинают осознавать, что основная причина сложившейся ситуации во взаимоотношениях друг с другом или старшим поколением. И это значит, что наиболее эффективным в данном случае будет терапия со всеми членами семьи. Работа только с ребенком подкрепляет мнение родителей о том, что «это с ним что-то не так», и они здесь не причём. При этом ответственность за выздоровление перекладывается на специалистов.
Симптом в семье и его носитель появляется не случайно, не вдруг и не просто так. Для того чтобы симптом в семье возник необходимы некоторые условия, а именно:
— Члены семьи, чаще всего, родители отказываются признавать симптом отражением модели функционирования семейной системы и не берут ответственности за собственное поведение или изменения поведения на себя;
— Границы семьи чрезмерно жесткие или чрезмерно прозрачные. В первом случае семья в силу ограниченных контактов с внешним миром не получает дополнительные ресурсы из вне. Во втором случае поддерживается вынужденная беспомощность семьи и невозможность изменить сложившуюся ситуацию.
— Запрет на выражение отрицательных эмоций создает дополнительное напряжение и его разрядку дисфункциональным способом или через болезнь.
Семья — это сложная система со своими функциями и законами. Все члены семьи связаны между собой и любые проблемы поведения или здоровья считаются симптомами, отражающими нарушения во всей системе. Ребенок в этом случае является не только «пациентом», а скорее элементом семейной системы, которая функционирует со сбоями. В фокусе работы оказываются не внутренние проблемы каждого члена семьи, а паттерны взаимодействия, устройство и процессы семьи в целом.
Что мы называем симптомом? Это нарушения, которые оказывают сильное влияние на других членов семьи, при этом оно непроизвольно и не контролируется со стороны носителя симптома. Часто симптоматическое поведение закрепляется членами семьи, и ребенок приобретает в той или иной форме вторичное заболевание. [5]
Симптом можно рассматривать не только как характеристику, состояние, но и как выражение отношений между людьми. Или как средство достижения некоторых целей в отношениях с близкими. Например: у ребенка заболевает живот, и он не идет в школу, получает повышенное внимание родителей. В выходной день со здоровьем все в порядке. При этом важно понимать, что такое закодированное симптоматическое сообщение появляется в случае невозможности открытого обсуждения трудностей в семейных отношениях. Такая закодированная в симптоме информация может противоречить вербальным высказываниям. Если родители способны понять, что ребенку не нравится в школе и поддержать его, то нет необходимости в возникновении симптома.
Симптоматическое поведение может быть парадоксальной, скрытой коммуникацией между членами семьи. Например: у подростка, при появлении младшего брата, появляются проблемы с успеваемостью и поведением в школе. Таким образом, он привлекает внимание родителей, и убеждается, что родители продолжают по отношению к нему выполнять свои функции.
Симптом может быть метафорой отношений. При этом не восприниматься другими членами семьи как послание. Например: в семье конфликт за власть между родителями и дети-близнецы дошкольного возраста включены в него. Каждый из взрослых обвиняет другого, что тот стремиться «подгадить». Дети делают это непосредственно в шкаф на вещи отца, поддерживая, таким образом, мать, от которой больше зависимы.
Для психосоматических семей часто характерна чрезмерная забота друг о друге. Такие семьи хорошо функционируют, когда у них кто-то болен. Им свойственно стремление оберегать друг друга, большая сосредоточенность друг на друге, невозможность решать конфликты. На избегание конфликтов уходит много энергии. Мир поддерживается любой ценой. [4]
Пример: подросток ярко заявляет о своей гомосексуальности, уходит из дома. Родители стремятся вернуть ребенка и «вылечить». Обвиняют друзей, социум, информационные сети в данной ситуации. Предположения о том, что ребенка что-то не устраивает возможно в отношениях, что это протест, отметаются с яростью: «Мы нормальная семья!» И запрос: «Вот если б он заболел неизлечимо, мы б знали, что делать…А сейчас не понятно».
Симптом может возникать при сложностях перехода семьи от одной жизненной стадии на другую. Например: подросший ребенок плохо адаптируется в детской саду, постоянно болеет и вынужден оставаться дома с мамой. А мама, таким образом, решает свой вопрос занятости, есть причина быть дома при социальном давлении идти работать.
Существуют определенный функции, которые выполняет симптом в семейных отношениях. Морфостатическая функция — консервация семейной системы в ее состоянии на текущий момент представляет собой работу закона гомеостаза. Например, ребенок болеет в ситуациях конфликта родителей, уменьшая, таким образом, напряжение в их отношениях. Морфогенетическая функция — изменение семейной системы, способствующее переходу на другой уровень функционирования, представляет собой работу закона развития. Примером может быть подростковый бунт, как мера для получения большего жизненного пространства и изменения некоторых семейных правил. Симптоматическое поведение может одновременно выполнять морфостатическую и морфогенетическую функции. [2] Например, побуждать к изменениям на уровне всей семьи, заставляя обратиться к специалисту, и стабилизировать при этом подсистему родителей, которые должны отказаться от своих разногласий и объединиться для помощи ребенку.
Одним из важных вопросов при работе с семейным вопросом является не как избавиться от симптома, а что произойдет с семьей, когда симптом исчезнет. Как правило, обсуждение этого вопроса с членами семьи позволяет выявить вторичные выгоды симптома и потребности, которые не удовлетворяются прямым способом.
Работая с симптоматическим поведением важно понимать, что для раскрытия смысла симптома и его функций может быть найдено не одно объяснение. При этом важно помнить о двух принципах: эквифинальности и мультифинальности. Иначе говоря, похожие или идентичные типы дисфункциональности семьи могут привести к проявлению различных симптомов (мультифинальность). И разные типы семейных систем могут порождать похожее симптоматическое поведение (эквифинальность). То есть одни и те же симптомы в разных семьях могут нести различный смысл и иметь разные функции. Анализ уникальной ситуации в каждой семье очень важен.

Литература:
1. Бодалев А.А., Столин В.В. Соколова Е.Т., Спиваковская А.С., Шмелев А.Г., Варга А.Я., Бутенко Г.П., Новикова Е.В., Смехов В.А., Баженова О.В. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования. — М.: Педагогика, 1989.
2. Варга А.Я. Введение в системную семейную терапию. — М.: «Когито-Центр», 2009. – 182с.
3. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: символический подход, основанный на личном опыте/ перев. С англ А.З.Шапиро.- М.: независимая фирма «Класс», 1999 – 176с.
4. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии/ перев.с англ. А.Д.Иорданского. – М.: независимая фирма «Класс», 1998 – 304с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989. – 192 с.

Abstract: the article reflects the experience of working with symptomatic behavior in families. The functions of symptoms are considered. Attention is drawn to the principles of equifinality and multifinality. Examples are presented.

Key words: family system, symptom, functions of symptom.